You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Осторожно, контрафакт

117

В современных условиях жизни многие потребители ищут различные способы сэкономить, а продавцы с целью удовлетворения покупательского спроса и обеспечения себя легкой наживой предлагают к приобретению контрафактную продукцию.

Контрафакт и фальсификат – одно и то же?

В повседневной жизни привычно считать, что понятие «контрафакт» тесно связан с понятием «фальсификация». Многие думают, что эти понятия являются синонимами.
Почти 70% продавцов признаются, что осуществляют реализацию подделок, и не считают свои действия противозаконными.

Отличие фальсификата от контрафакта зависит от наличия или отсутствия патента на товар. Так, если лекарственный препарат имеет патент, то его подделка будет считаться контрафактом. Если же патент отсутствует, но производителем используется упаковка, товарный знак или иное средство дифференциации товара, то мы имеем дело с фальсификатом.

Алим Бишенов, член Экспертного совета Комитета Торгово-промышленной палаты РФ, отмечает:

«Более половины россиян осознанно готовы приобрести контрафактную продукцию».

Действительно, обратившись к результатам опроса, размещенным на сайте РБК, 80% граждан готовы приобретать контрафактную продукцию, 75% согласны дарить неоригинальную продукцию другим.

В качестве поддельных товаров россияне готовы приобретать алкоголь, одежду, обувь и электронно-бытовую технику, говоря о преимуществах в цене. Меньше всего значимость оригинальности товара придают жители Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Итак, контрафактом признаются товары, их упаковки, этикетки, на которых используется запатентованный кем-либо товарный знак или знак, имеющий высокую степень схожести с таковым. В контрафактной продукции можно выделить следующие категории:

  • Подделка продукции, при которой на товар или упаковку наносится не относящийся к продукции товарный или фирменный знак, способный ввести в заблуждение потребителя.
  • Имитация продукции, при которой знакомый потребителю товарный знак незначительно меняется и наносится на товар с целью его узнаваемости. Чаще всего производители имитируют торговые марки одежды и обуви, алкоголь, в данной ситуации, не стал исключением.

Что подделывают чаще всего

В.Л. Евтухов: «В целом объем незаконного оборота продукции на потребительском рынке - 2,5 триллиона рублей. Это около 9% общего оборота розничной торговли и 15% продаж на обследованных розничных рынках».

Большая доля подделок (порядка 50%) приходится на изделия легкой промышленности. Помимо этой категории на современном рынке зачастую можно столкнуться с неоригинальными товарами следующих категорий:

1) обувь. Второе место по частоте подделок занимает обувная продукция. По мнению экспертов, порядка 30% спортивной обуви – контрафакт. Чаще всего реализация неоригинальных товаров наблюдается в магазинах на просторах Интернета, так называемых, онлайн-магазинах. Возврат товара в такие магазины, а также контроль со стороны уполномоченных органов вызывают определенные трудности. В этой связи у продавцов-злоумышленников появляется больше свободы действий для торговли некачественной продукцией.

2) топливо. Согласно статистике поломок автомобильных двигателей, около 30% из них случаются из-за качества топлива. По данным Росстандарта за последние 4 года удалось сократить оборот нелегального топлива с 19% до 8,8%.

3) парфюмерная продукция и косметика. Согласно данным Центра развития перспективных технологий подделка парфюмерии и косметики занимает 20% от всех отраслей экономики. Продавцы контрафактных духов зачастую убеждают покупателей в том, что хоть и марка не является оригиналом, но создана по его образцу и подобию, имеет такую же формулу и ничем не уступает оригиналу. Применение неоригинальной парфюмерии или косметики чревато аллергическими реакциями или даже кожными заболеваниями.

4) игрушки и прочие товары для детей. Исследования маркетологов показали, что 60% людей не отличают оригинал детских игрушек от подделок. В современной жизни от разнообразия игрушек рябит в глазах. Персонажи мультфильмов, всевозможные супергерои предстают перед нами целой армией в рядах торговых полок, а цены на них зачастую приводят в недоумение. Боязнь того, что дорогая игрушка быстро будет приведена в неисправное состояние, толкает многих на приобретение контрафактных игрушек, цена которых в разы отличается от оригинала. Однако лабораторные исследования подчеркнули большую опасность некачественных игрушек и прочих товаров для детской кожи.

5) ювелирные изделия. Доля подделки ювелирных украшений согласно статистическим данным не так велика – всего 4%. Зачастую отличить оригинальное украшение под силу только специалисту. Чтобы не попасться на уловку мошенников, необходимо приобретать золотые и серебряные изделия только в проверенных торговых точках.

6) алкогольная и табачная продукция. Об аккуратности при покупке алкогольной и табачной продукции должен знать каждый покупатель. Приобретение нелегального алкоголя или сигарет чреваты проблемами со здоровьем, а в иных случаях – смертельным исходом. В 2019 году в России от отравления алкоголем умерло более 6,4 тысячи человек. Несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом показатель снизился на 4,2%, уровень опасности приобретения «левого» алкоголя это не снижает.

7) денежные знаки. Подделка денег хоть и редко ассоциируется с понятием «контрафакт», но все-таки является одним из его примеров. Уровень подделки денежных знаков классифицируется как низкий и составляет 7 подделок на 1 миллион банкнот.

Какая ответственность

Последствия приобретения контрафактного товара для потребителя чревато негативными последствиями в отношении его здоровья, а иногда и жизни. Для продавца ответственность регламентируется действующим законодательством и предполагает наступление административных или уголовных последствий.

Денис Мантуров: «Сегодня незаконный оборот промышленной продукции относится к числу ключевых проблем российской экономики. При этом точно оценить объемы незаконного оборота невозможно».

В зависимости от объемов реализуемой контрафактной продукции и степени общественной опасности, которую она несет, для продавца могут наступить следующие категории ответственности:

  1. Административная. Наиболее часто применяемая мера ответственности, применяется в форме штрафа. Сюда относятся статьи 4.5 и14.10 КоАП РФ.
  2. Гражданско-правовая. Применяется в качестве изъятия продукции, вызывающей сомнения в ее подлинности, для проведения экспертизы. Предусмотрено получение компенсации владельцем товарного знака, чьи права были нарушены.
  3. Уголовная. Применяется в случае неоднократного привлечения к административной ответственности или при больших объемах контрафактной продукции. Наказанием в некоторых случаях может стать даже лишение свободы.

К примеру, в начале 2020 года арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области было вынесено решение о взыскании с ответчика суммы в размере 3000000 рублей за незаконное использование обозначения «MISS EURASIA» в рекламных материалах.

Как бороться

Сегодня предотвращение оборота контрафактной продукции – одно из приоритетных направлений органов власти. На федеральном и региональных уровнях создаются соответствующие комиссии, составляется план проводимых мероприятий, создаются «горячие линии», направленные на прием обращение по фактам реализации контрафактной продукции.

Денис Мантуров: «Наиболее эффективное оружие борьбы с нелегальным оборотом - система прослеживаемости товара»

Маркировка уже коснулась изделий из меха и некоторых лекарственных препаратов. С 01.07.2020 года категории товаров, подлежащих маркировке, пополнятся табачной продукцией, обувью и остальными лекарственными препаратами.

Новости компании